ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ

ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ
- идейно-политическое течение, возникшее в России в 90-х гг. XIX в. Своим названием оно обязано тому, что его представители печатались в легальных, т. е. разрешенных правительством, газетах и журналах ("Новое слово", "Вопросы философии и психологии", "Начало" и др.) и использовали нек-рые положения марксистской доктрины для критики народничества. Видными представителями "Л. м." были П. Б. Струве, Булгаков, Туган-Барановский, Бердяев и др. В его развитии можно выделить 2 этапа: 1-й - сер. 90-х гг., когда "легальные марксисты", соглашаясь с бернштейнианством, формально сохраняли связь с марксизмом; 2-й - кон. XIX - нач. XX в., когда они открыто порывали с марксизмом, эволюционируя гл. обр. в сторону религиозно-идеалистической философии. Философской основой "Л. м." выступало, как правило, неокантианство, а в области социологии - экономический материализм,  оплодотворенный идеями Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Р. Штаммлера и др. Считая, что "чисто философского обоснования" марксизма "еще не дано" Струве П. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. Спб.,1894. С. 46), "легальные марксисты" взяли, на вооружение противопоставление естествознания и обществознания на основе кантианского учения о теоретическом и практическом разуме, тезис о непознаваемости социальных явлений, доступных, по их мнению, лишь аксиологически-нормативному и телеологическому рассмотрению. Однако в оценке неокантианства среди представителей "Л. м." имелись и разночтения. Так, Бердяев отрицательно относился к агностицизму, утверждая, что не только явления (феномены), но и "вещи в себе" (ноумены) познаваемы. Булгаков, утверждая, что "разум сам является законодателем природы, сам устанавливает ее законы" (Булгаков С. От марксизма к идеализму. М., 1903. С. 199), усматривал основу разума лишь в религиозной вере. Характерным для "Л.М.", особенно на втором этапе его развития, был тезис о независимости научного знания от объективной реальности, об отделении чистой науки от практики, поскольку практические проблемы относятся лишь к сфере нравственных оценок: добра и зла. Утверждая "беспристрастное", "объективное" рассмотрение социальных явлений, констатирование "необходимости данного ряда фактов", что означало их прогрессивность, представители "Л. м." отвергали принцип партийности, оценки социальных явлений с классовых позиций. Неокантианские гносеологические установки служили им исходной основой критики социальных воззрений марксизма, материалистического понимания истории. Если в критике народничества "легальные марксисты" опирались на экономический материализм, на "метод историко-экономичес-кого материализма", доказывая неизбежность, необходимость и прогрессивность миссии капитализма в России (отсюда призыв "пойдем на выучку к капитализму"), то к кон. 90-х гг. они отходят от этой позиции. Углубляя мысль Струве о недооценке марксизмом роли личности в истории, Булгаков утверждал, что в марксизме "личности и личному творчеству вообще поется похоронная песнь" (Булгаков С. Два града. М., 1911. Т. 1. С. 74). "Легальные марксисты" заявляли, что учение марксизма о классовой борьбе, о социалистической революции, о диктатуре пролетариата в своей основе ложно, поскольку не может быть научно доказано, а учение о научном социализме является всего лишь лжерелигией. Бердяев писал: "Социал-демократия, обоснованная марксизмом, есть самая совершенная и законченная форма социализма и именно социализма религиозного" (Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 5. С. 511-512). По Булгакову, трудности в оценке социализма "исчезают, если только мы признаем, что экономический материализм является вредным придатком к идеям социализма, поэтому и устранение его ничуть не влечет за собой уничтожения искажаемого им идеала" (Булгаков С. От марксизма к идеализму. С. 248). Свой отказ от марксизма, отождествляемого с экономическим материализмом, сторонники "Л. м." пытались представить как стремление вернуться к подлинно народному религиозному духу, а в личном плане - как духовное и логическое развитие и углубление своего миропонимания. В кон. XIX - нач. XX в. "Л. м." как идейно-политическое течение перестает существовать, его представители переходят на др. идейные и социально-политические позиции. В 1902 г. Струве становится, редактором журн. "Освобождение", а вскоре, Туган-Барановский, вступает в партию кадетов. Бердяев выступает как идеолог богоискательства, а Булгаков начинает разработку софиологии. Эволюция "Л. м." происходила в идейной борьбе с социал-демократами (Ленин, Плеханов и др.), к-рые вначале пошли на временное соглашение с ним, используя его для пропаганды идей марксизма и борьбы с народничеством. Ленин посвятил ряд работ критике "Л. м.": "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве", "Отражение марксизма в буржуазной литературе", "Что делать?" и др. В его оценке "Л. м." - это отражение марксизма в буржуазной литературе, в разрыве "Л. м." с народничеством он усматривал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму, что неизбежно вело к отказу от материалистической диалектики и забвению революционности. Острой критике с позиций диалектико-материалистического метода философские и социалистические взгляды "Л. м." были подвергнуты в работах Плеханова "Материализм или кантианство", "Несколько слов в защиту экономического материализма", "Об экономическом факторе", "Еще раз материализм" и др.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ" в других словарях:

  • “ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ” —     “ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ” социально политическое направление в российском либерализме конца 19 в., стремившееся обосновать неизбежность развития России по капиталистическому пути, используя в той или иной степени учение Маркса, особенно идеи… …   Философская энциклопедия

  • ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ — идейно политическое течение российской интеллигенции в 1890 х гг. (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган Барановский и др.). Выступали в легальных журналах Новое слово (1894 97), Жизнь (1897 1901), Начало (1899) и др., использовали положения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ — идейно политическое течение в среде интеллигенции в 1890 х гг. Его представители (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган Барановский и др.) выступали в легальных журналах Новое слово , Жизнь , Начало и др., использовали положения марксистской …   Русская история

  • «ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ» —         идейно политич. течение, представители которого (П. Б. Струве, М. И. Туган Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.) выступили в легальной печати (отсюда назв.) в 90 х гг. 19 в. против народничества, используя отд. марксистские… …   Философская энциклопедия

  • ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ — «ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ», идейно политическое течение российской интеллигенции в 1890 х гг. (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган Барановский и др.). Выступали в легальных журналах «Новое слово» (1894 97), «Жизнь» (1897 1901), «Начало» (1899) и… …   Энциклопедический словарь

  • Легальный марксизм — идейно политическое течение российской интеллигенции в 1890 х гг. (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган Барановский и др.). Выступали в легальных журналах «Новое слово» (1894 97), «Жизнь» (1897 1901), «Начало» (1899) и др., использовали… …   Политология. Словарь.

  • Легальный марксизм — Легальный марксизм  течение общественной мысли, возникшее в конце XIX века в России, предпосылкой зарождения и источником которого являлись: в узком смысле  произведения Карла Маркса, в широком смысле  и других авторов, развивавших …   Википедия

  • Легальный марксизм — пропаганда учения К. Маркса(марксизма) в русской легальной печати, появившаяся в 90 х годах. Легальный марксизм выступил с критикой народнических идей, которые до того господствовали над умами русской интеллигенции. Первым крупным произведением… …   Популярный политический словарь

  • "ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ" — идейно политич. течение, представители к рого (П. Струве, Туган Барановский, Булгаков, Бердяев и др.) выступали в рус. легальной печати 90 х гг. 19 в. против народничества под флагом марксизма, извращаемого ими в духе бурж. либерализма. Ленин,… …   Философская энциклопедия

  • Легальный марксизм — («Легальный марксизм»)         идейно политическое течение части передовой российской буржуазии, пытавшейся использовать для обоснования развития капитализма в России отдельные положения экономического учения Маркса; возникло в 90 х гг. 19 в. В.… …   Большая советская энциклопедия

  • «Легальный марксизм» — ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ идейно полит. течение, давшее критич. интерпретацию марксизма в рус. легальной печати 1894 1901. Л. М. возглавляли П. Струве, Н. Бердяев, М. Туган Барановский, С. Булгаков, С. Франк. Обозначение Л. М. , широко использовавшееся… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»